Сарафан с кружевами - Русский костюм 19 века - m
Из дореволюционной литературы большое значение имеют работы фольклориста П. В своих «Этнографических заметках о заонежанах» он пишет о традиционной одежде жителей Заонежья, об их менталитете, нашедшем отражение в манере одеваться [1]. В «Беседах и беседных песнях в уездах Петрозаводском и Повенецком» [2] мы находим описание праздничного женского костюма. Интересные сведения о мужском заонежском праздничном костюме приводит этнограф К.
«народный костюм курской губернии»
Технология изготовления женского поморского костюма Терского берега Белого моря является уникальной. Костюм состоит из следующих предметов: сарафан, передник, рубаха-нагрудник, повойника. Сарафан В энциклопедии «Русский традиционный костюм» такой вид сарафана по крою назван «круглым» или «прямым». Такой крой был наиболее популярный почти на всей территории расселения русских крестьян к середине 19 века.
Народный костюм Русского Севера давно представляет интерес для исследователей разного профиля — этнографов, фольклористов, искусствоведов, а также для модельеров и дизайнеров. И это не случайно. Исторически сложилось так, что только на обширных территориях северной части России сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи. Культура Новгорода Великого, в чьи владения с XII века входило побережье Белого моря, искусство великокняжеской Москвы, владевшей некоторыми двинскими землями уже с XV века, традиции древних городов Ростова и Суздаля, вотчины которых также размещались на обширной территории Подвинья, древние традиции финоугорских племен, карелов, коми-зырян, ненцев, саамов, вепсов, населявших эти земли, нашли свое отражение в крестьянской культуре северного края. Немаловажную роль в обогащении местных традиций сыграли и обширные торговые связи с соседними скандинавскими странами — Норвегией и Швецией.
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви, украшений и аксессуаров, использовавшийся русскими в повседневном и праздничном обиходе и являющийся неотъемлемой частью русской культуры и её отражением в мировой культуре включая массовую, поп-культуру [1]. Он имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона , пола мужской и женский , функционального назначения праздничный, повседневный, рабочий, обрядовый и возраста детский, молодёжный, взрослый, пожилых людей [2]. Первый термин подразумевает комплекс предметов одежды, исторически сложившийся в том или ином регионе [3] , и отражающий в том числе различия той или иной области в одежде. Второй термин отражает репрезентацию той или иной нации среди других, выраженную в одежде; а также внутреннюю политику государства, к которому принадлежит нация. Национальный костюм является сущностью, создаваемым «сверху», и отражающем стереотипы правящей элиты о жителях страны. Особенно ярко символическое значение национального костюма заметно при его сравнении с аутентичными формами народного костюма [3].